Скачок цен на топливо оказал значительное влияние на рынок перевозок в России, поскольку топливные расходы составляют существенную часть в себестоимости грузоперевозок. На этом фоне цены на логистические услуги в 2018 году выросли у большинства участников рынка (68%). 41% из них говорит о незначительном росте тарифов на перевозки грузов, однако почти треть компаний повысила цены более чем на 10%, а 1% — на 20% и более.
Такие данные получены в ходе ежегодного исследования рынка логистики, проведенного компанией Transporeon Group. Всего в опросе, который проводился в ноябре 2018 года, приняли участие 2500 перевозчиков.
В рамках исследования компании спрашивали о динамике транспортного рынка в 2018 году. 200 перевозчиков рассказали о своих ожиданиях на 2019 год. Большинство из них приходится на малые (44%) и средние (41%) компании с выручкой до 100 млн рублей в год и от 100 млн до 1 млрд рублей соответственно. Еще 15% опрошенных — это крупные компании с выручкой свыше 1 млрд рублей ежегодно.
Рыночные факторы оказывали влияние на цены, несмотря на то что, согласно исследованию, все транспортные компании работали в основном по долгосрочным контрактам — на единоразовые тарифы, устанавливаемые отдельно по каждому заказу, приходилось чуть больше 10% всех сделок.
В целом рынок в 2018 году остался «в плюсе» — более половины опрошенных компаний за год выросли на 10% и более. Среди рисков на 2018 год они закладывали в основном недостаток предложений транспорта или профессиональных водителей, а также рост объема грузов.
В остальном динамика рынка и цен оказалась в рамках ожиданий игроков рынка: так, о неизменности тарифов говорят 41% опрошенных, 26% были вынуждены поднять цены более чем на 10% и только 1% — на 20% и более.
Вероятно, именно массово применяемая схема долгосрочных тарифов с небольшой нефиксированной составляющей позволила компаниям нивелировать свои издержки, не допуская глобального роста цен и потрясений для потребителей. Кроме того, на рынке популярны и механизмы компенсации динамики цен на горючее при заключении договоров на перевозку: в соглашении заранее оговаривается предельный темп роста стоимости топлива, при котором возникает необходимость пересмотра тарифов.
В итоге рост цен на услуги грузоперевозчиков сказывается на стоимости продуктов на полках магазинов. Начальник отдела логистики «Русджам Стеклотара Холдинг» Михаил Кравцов отмечает, что в ходе производства товаров есть множество этапов, где транспортные расходы влияют на добавленную стоимость, начиная от сырьевых поставок и производственной логистики, заканчивая межскладскими перемещениями и конечной доставкой потребителю.
При этом, по его словам, некоторыми участниками рынка в тариф и, соответственно, затем в цены нередко закладывается не только реальная себестоимость перевозки на фоне, например, роста топливных цен, но и другие затраты или же субсидирование чистой прибыли компании. «Это видно на примере ряда транспортных тарифов, где доля топлива составляет 35%. При росте цены на топливо на 38% за 2018 год себестоимость перевозки груза должна увеличиться на 13%, но для маршрута Москва — Уфа рост тарифа составил 23%, что почти в два раза больше, чем составляющая роста топлива».
Стоит сказать и то, что любые коллапсы на рынке готовых товаров, связанные с нехваткой сырья для их производства в определенных регионах, приведут к увеличению логистического плеча и повышению стоимости перевозок для получателя груза, а также увеличению отпускной цены.
На фоне всех этих факторов получатели услуг грузоперевозчиков, в том числе торговые сети и производители товаров, также могут заложить новые издержки в свои цены, что приведет к очередному удорожанию продуктов на полках. Рост цен на транспортные услуги сказывается и на ценах лекарственных препаратов. Эффект, вероятно, не коснется только препаратов, которые входят в перечень жизненно необходимых и важных — цены на них регулирует государство.
Руководитель направления закупок логистических услуг «Сибура» Роман Евсеев обращает внимание, что выше затраты на логистику в себестоимости товаров, которые производятся в одном регионе, а потребляются в другой географии. К таким категориям можно отнести фрукты и овощи нелокального производства. Наиболее чувствительны к росту логистических затрат продукты питания, FMCG (товары повседневного спроса с быстрой оборачиваемостью на рынке) и строительные материалы, при этом наименее всего рост тарифов перевозчиков влияет на дорогие товары, продолжает он, такие как электроника и бытовая техника.
В большей степени повышение стоимости услуг перевозчиков отразится в ценах на товары ежедневного спроса, где транспортная составляющая более значительная,
говорит национальный менеджер по транспортной логистике «Группы Черкизово» Владимир Динер, добавляя, что основными драйверами роста стоимости транспортных услуг в следующем году, так же как и в 2018 году, станет рост цен на топливо и недостаточное предложение на рынке перевозок.
Поэтому многие компании при выборе поставщиков транспортных услуг будут отдавать приоритет крупным перевозчикам, способным обеспечить стабильные объемы предоставления транспорта на основании долгосрочных контрактов.
Отметим, что, по данным Росстата, продовольственные товары в 2018 году подорожали на 4,7% при общей инфляции на уровне 4,3%. При этом продовольственная инфляция значительно ускорилась по сравнению с 2017 годом — тогда она составляла только 1,1%. Бензин за прошедший год подорожал на 9,4%.
В 2019 году в опрошенных логистических компаниях не ждут значительного повышения тарифов, однако одновременно растет процент компаний, прогнозирующих увеличение цен более чем на 20%: если в 2017 году никто из компаний таких прогнозов не давал, то теперь их уже 5%. Кроме того, большая доля респондентов пока не определилась с инвестиционными планами, что в очередной раз говорит нам о нестабильности рынка.
Основными факторами влияния на ценовую динамику услуг перевозчиков, согласно опросу, окажется экономическая ситуация и рост цен на топливо. Частично последнее ожидаемо в том числе из-за анонсированных планов увеличение акциза на дизельное топливо и бензин с 1 января 2019 года на 2,7 тыс. рублей и 3,7 тыс. рублей соответственно. Кроме того, заморозка розничных и мелкооптовых цен на топливо в начале 2019 года провоцирует нефтяников заработать другими путями, в том числе на корпоративных клиентах из транспортных компаний.
В Ассоциации транспортно-логистических, производственных и торговых компаний, как пишет газета «Коммерсантъ», уже предупредили премьера Дмитрия Медведева о последствиях такого шага: цена услуг грузоперевозчиков может вырасти на 10%, а это напрямую скажется на стоимости продуктов для потребителей. Так, отпускные цены на российские продукты только за счет этого могут вырасти на 1–8% в зависимости от категории.
Респонденты среди логистических компаний указывали и эффект на тарифы от повышения НДС с 2019 года с 18% до 20%. Этот налог напрямую перекладывается в цены для потребителей. Хотя для социально значимых товаров, в частности мяса, овощей, круп, продуктов для детского питания и лекарств, ставка НДС расти не будет и останется на уровне 10%, практически на любой товар влияет цена топлива, главным образом из-за роста расходов на доставку.
Но есть и не такие очевидные факторы роста цен, в частности, это ожидание изменений госрегулирования для отрасли. В 2018 году, например, на росте издержек, а соответственно, и цен для потребителей сказалась отмена в начале 2018 года льготы по налогу на движимое имущество, которая ранее распространялась на грузоперевозчиков. Косвенное влияние на рынок также перманентно оказывают рост числа платных автодорог и увеличение цен на импортные машины и запасные части.
Кроме того, с начала будущего года произойдет повышение тарифов «Платона» — расходы на оплату составляют до 5% в структуре затрат транспортных компаний.
Увеличение стоимости проезда по трассам неизбежно будет переложено перевозчиками на владельцев грузов, а последними — в стоимость товара для конечного покупателя.
В целом, хотя рост цен на топливо и другие факторы, которые мы уже указывали выше, являются косвенным риском увеличения стоимости потребительских товаров, грузовладельцы (торговые и производственные компании) не могут полностью переложить свои затраты на потребителя в условиях снижающейся покупательской способности. Это можно видеть по итогам 2018 года, когда, несмотря на положительную динамику затрат на логистику, рост тарифов в основном произошел незначительный. Такую картину мы видим за счет наличия конкуренции и возможностей оптимизации на рынке услуг по перевозке грузов.
Таким образом, сдерживать и минимизировать рост логистических тарифов и, соответственно, цены на товары, реально. Для этого грузовладельцы должны максимально усовершенствовать бизнес-процессы, в том числе за счет их автоматизации. Использование технологий позволяет грузовладельцам сократить затраты на перевозки, производить поиск и заказ транспорта от перевозчиков, маршрутная сеть которых образом будет соответствовать потребностям грузоотправителя, то есть маршруты перевозчиков будут закольцованы, машины не будут ехать в одну сторону с грузом, а в другую — пустыми, будут максимально сокращены холостые пробеги.
Сокращение времени простоя транспорта во время грузовых операций также возможно за счет совместного планирования ресурсов и управления очередью. В таких условиях даже заметные скачки цен на топливо будут максимально нивелированы в конечной стоимости для потребителя.
Источник